ТАНЕЦ СОЛНЦА
…Так называется одна из его работ: на ней протянутые к небу руки словно обнимают танцующее в облаках солнце. Он не умеет и не хочет творить ради денег. У него огромное, горячее сердце, в котором хранится земная любовь. Его жизнь - большой сундук эмоций и переживаний, колючих препятствий и гигантских преодолений. Он существует в другом измерении, непривычном и неясном. Живет тогда, когда рисует. Хочет дарить себя людям и знает, что не сказал еще последнего слова в искусстве. Стыдится торговаться с теми, кто покупает его картины и счастлив, когда их понимают. Иван Хохлов - талантливый и неординарный художник, не испорченный ни славой, ни постоянным интересом со стороны прессы и поклонников его таланта. Живет скромно и как-то по-своему. Его обитель – небольшой участок земли за пределами бурной, сумасшедшей первопрестольной. Среди гигантов-сосен и коттеджей-небоскребов заметно выделяется одноэтажный, простой дом художника, в котором нескольких обустроенных на деревенский лад комнат. И ничего лишнего. Гостей всегда встречает необыкновенно веселый и смелый попугайчик. Он появился здесь случайно – еще птенцом залетел на огонек, да так и остался жить. Приютили его Хохловы – Иван с женой Катериной и родителями. Они давно живут одной крепкой семьей, деля радости и огорчения на четверых. ПРЕДНАЧЕРТАННОЕ Достаточно всмотреться в картины Хохлова, чтобы понять: быть художником ему предначертано свыше. Рисовать он начал еще в детстве и всегда знал наверняка, что свяжет жизнь с живописью. Еще ребенком Иван перенес тяжелую форму полиомиелита, но несмотря ни на что сумел окончить школу с золотой медалью. Чуть позже, опять-таки наперекор судьбе, поступил в Полиграфический институт на художественно-графическое отделение, где и получил желанное образование. Трудно оценить то, что сделали для Ивана родители, подарившие жажду к жизни и научившие, не сгибаться под ударами судьбы… - Помню, скольких трудов и счастья принесло нашей семье мое принятие в Московский Союз художников. Для нас это было целое событие. Благодаря папе, мне удалось справиться с кучей сложностей, - вспоминает Иван. - Он помог собрать рекомендации именитых людей, вселил в меня боевой дух, помог с бумажной волокитой. А когда проходило голосование, до глубокой ночи, вместе с мамой, ждал результатов. Похоже, родители волновались намного больше, чем я сам. Да и было, отчего понервничать – моя судьба находилась в руках пятидесяти человек. «Судьи» выражали свое мнение, бросая белый или черный шар в специальную урну. Красивая традиция, конечно, но в ту бессонную ночь нам было не до нее. С теплом вспоминает Иван своего первого наставника, - Воронина Василия Александровича, у которого учился азам художественного мастерства еще в изостудии. Его портрет в карандаше, выполненный когда-то Иваном, до сих пор хранится в доме Хохловых. Именно Воронин, угадав в ребенке талант, настоял когда-то на том, чтобы Иван поступал в Полиграфический. И не ошибся: начинающий художник с завидным упорством пробил все преграды на пути к мечте и не обманул ожиданий учителя. В далеком пятьдесят девятом одну из первых работ юного перспективного живописца впервые опубликовали в «Мурзилке» - некогда популярном журнале советской молодежи. …С тех пор у Ивана прошло уже четырнадцать «серьезных» персональных выставок. А его картины хранят не только в галерях России и заграницы, но и в частных коллекциях, талант Хохлова признают именитые критики. РОЖДЕНИЕ ЧУДА Художник души, художник вселенной, где, в каком пространстве он черпает силы, как нащупывает образы? Откуда в его работах столько эмоций, выходящих за рамки земных чувств и осязаний? - …Я перехожу в иную реальность, в другое время, будто переключаюсь на тонкую волну и вслушиваюсь в себя. Единственное, что знаю изначально – это цветовую гамму моего мгновения. Случается, нить, соединяющая меня и образ, вдруг исчезает, и работа остается незавершенной. Но ни одна из них не рождена в муках творчества. Я вообще далек от того, чтобы загонять себя в тиски каких-либо рамок – объясняет Иван. Может быть поэтому во времена коммунистической «обязаловки» Хохлов никогда не рисовал он по заказу партии то, за что хорошо платили. Его привлекало другое. Например, добрые и отзывчивые сказки. Оформление детских книг – вот уж где простор для многогранной фантазии, огромный мир сердечной доброты! РОСТРОПОВИЧ Однажды в доме Ивана приехал Мстислав Ростропович, пожелавший приобрести несколько картин для своей коллекции. - Он сразу стал выбирать самое лучшее, - вспоминает художник. - Заметив мое смятение, пообещал не отдавать картины в чужие руки, и, чтобы убедить меня окончательно, перечислил всех знаменитостей, которые когда-либо дарили ему свои работы. Список, надо сказать, был внушительный, пришлось успокоиться и согласиться. «Что ж, - сказал Ростропович, - у бедных художников картины я покупаю, сколько хочешь?» Назвал я достаточно скромную цену. «Хорошо, заработаю», - пошутил он в ответ. Вот так. Забавно, но некоторые покупатели, узнав о том, что сам Ростропович обратил внимание на мои картины, предварительно осведомлялись о том, столько же за них выложил маэстро. И, исходя из этой суммы, планировали свои затраты… Вообще, я очень не люблю, когда покупатель приходит, чтобы поторговаться, или тупо смотрит на картины, перебирая в памяти те обои, к которым они подойдут. К сожалению, случалось и такое. ЖИЗНЬ ТАКОВА… Тяжело ли Ивану расставаться со своими картинами? Да, безумно. Но он не скрывает, что иначе просто не выжить: ведь продажа работ - практически единственный источник дохода его семьи. Кроме пенсий – его и родителей. И все… А в списке жизненно необходимых расходов у Хохловых – поддержание здоровья Ивана и его тяжелобольного отца хотя бы на минимальном уровне. Но даже не хватает денег на это: медикаменты для серьезно больных сегодня – роскошь, а не средство существования. Качественное лечение, увы – прерогатива людей с достатком. Не может Иван отдавать папу на лечение в больницу, хочет, чтобы он оставался в родном доме. Поэтому иногда приходится оказывать медицинскую помощь своими силами (нанять сиделку Хохловы не могут – слишком уж это дорого…). Как-то не сложилось у художника с материальными благами. Нередко приходится "затягивать пояс потуже некуда" и ждать лучших времен. Никаких спонсоров в прямом смысле этого слова у Ивана нет. Есть только те, кто искренне любит искусство и помогает от чистого сердца. Меценатство в том проявлении, в котором мы его запомнили благодаря филантропам прошлого - Морозовым и Простяковым, к сожалению, ушло из нашей реальности. И возродилось в ином, не лучшем качестве. Ну, не может Иван навязываться «тугим кошелькам», ничего не понимающим ни в искусстве, ни в людях тонкой душевной организации! А кто-то, вот, может… И жительствует при этом, надо сказать, припеваючи. Судьба, как будто понимая суть стремлений художника, сводит его с людьми, которые относятся к делу художника как к своему собственному. С первыми выставками очень помог Государственный музей – Гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А. Островского, основное направление которого - работа с художниками-инвалидами. Последние экспозиции организуются при поддержке и в здании Библиотеки иностранной литературы. Абсолютно безвозмездно предоставлен Хохлову экспозиционный зал. Выставки явно удаются и уже имеют своих постоянных посетителей, от которых поступают просьбы их повторять. Любят Ивана Хохлова и ценят, а это для него значит очень много… Иван не претендует на почетное место на пьедестале славы, он просто живет и творит свои замечательные полотна. А еще мечтает увидеть в окружающих чуть больше добра и понимания. - Я вижу, что люди все дальше отходят от истинных ценностей и перестают интересоваться настоящим искусством. Иногда просто руки опускаются – возникает ощущение, что прекрасное никого больше не интересует. Только деньги. И все то, что может их принести… Горько и обидно. Смешно видеть «настоящих художников», продающих себя с потрохами ради призрачного и проходящего богатства – его ведь не возьмешь с собой в могилу. А мне всегда хотелось оставить после себя что-то вечное… Поистине, талант при жизни – почти всегда одинок и неизвестен. Только вот… почему? Может потому, что он обгоняет свое время, став его пророком? Сведения об авторе: Ольга Цыганкова - корреспондент журнала «Вестник благотворительности»
Следующая статья >>> |