"Вестник Благотворительности" №1/2 >>>

  ТАНЕЦ СОЛНЦА   

ВСЕГО ВАЖНЕЕ      /перекресток/

Ольга ЦЫГАНКОВА

Досье «ВБ»

Иван Хохлов родился в Москве 6 июня 1945 года. Окончил общеобразовательную школу с золотой медалью в 1965. Через год поступил в Полиграфический институт на художественно-графическое отделение. В 1973 принят в Московский Союз художников. В этом же году поступил на Комбинат Графического Искусства, работал в области экслибриса, цветной линогравюры. Начиная с 1972 года, участвовал в коллективных молодежных выставках, выставках художников книги, московского эстампа. Его картины экспонировались во Франции, Германии, странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Всего проведено 14 персональных выставок Хохлова.

Основные серии работ Ивана Хохлова:

- «Метаморфозы. Воспоминание о Брейгле»  (современный    символизм);  

- «Параллельные миры» (философский мистицизм);

- «Библейская серия» (портреты-лики пророков, живших до Иисуса Христа);

- «Пророки 20 века» (портреты  святых и пророков, живших в 20-м веке, к пророкам Иван относит и Солженицына, и Сахарова, и Ганди, и Эйнштейна);

- «Концептуальное искусство»  (большая и емкая серия, включающая как  ранние работы (70-е года), так и новые).

 

…Так называется одна из его работ: на ней протянутые к небу руки словно обнимают танцующее в облаках солнце. Он  не умеет и не хочет творить ради  денег.   У него огромное, горячее сердце, в котором хранится земная любовь. Его жизнь - большой сундук эмоций и переживаний, колючих препятствий и гигантских преодолений.  Он существует в другом измерении, непривычном и неясном. Живет тогда, когда рисует. Хочет дарить себя людям и знает, что не сказал еще последнего слова в искусстве. Стыдится торговаться с теми, кто покупает его картины и счастлив, когда их понимают. 

Иван  Хохлов -  талантливый и неординарный художник, не испорченный ни славой, ни постоянным интересом со стороны прессы и поклонников его таланта. Живет скромно и как-то по-своему. Его обитель – небольшой участок земли за пределами бурной, сумасшедшей  первопрестольной. Среди  гигантов-сосен и коттеджей-небоскребов заметно выделяется  одноэтажный, простой дом художника, в котором  нескольких обустроенных на деревенский лад комнат. И  ничего лишнего.  Гостей всегда встречает   необыкновенно веселый и смелый попугайчик. Он появился здесь случайно – еще птенцом залетел на огонек, да так и остался жить. Приютили его Хохловы – Иван с женой  Катериной и родителями. Они давно живут одной крепкой семьей, деля радости и огорчения на четверых.   

 

ПРЕДНАЧЕРТАННОЕ

Достаточно всмотреться в картины Хохлова, чтобы понять: быть художником ему предначертано свыше.  Рисовать он начал еще в детстве и всегда знал наверняка, что свяжет жизнь с живописью. Еще ребенком  Иван перенес тяжелую форму полиомиелита, но несмотря ни на что сумел  окончить школу с золотой медалью. Чуть позже, опять-таки наперекор судьбе, поступил в Полиграфический институт  на художественно-графическое отделение, где и получил  желанное образование.  Трудно  оценить то, что сделали для Ивана родители, подарившие  жажду к жизни и научившие, не сгибаться под ударами судьбы…

- Помню, скольких трудов и счастья принесло нашей семье мое принятие в Московский Союз художников.  Для  нас это было целое событие. Благодаря папе, мне удалось справиться с кучей сложностей, - вспоминает Иван. -  Он помог собрать   рекомендации  именитых людей,  вселил  в меня боевой дух, помог с бумажной волокитой. А когда проходило голосование,  до глубокой ночи, вместе с мамой,  ждал результатов. Похоже,  родители волновались намного больше, чем я сам.  Да и было, отчего понервничать – моя судьба находилась в руках пятидесяти человек. «Судьи» выражали свое мнение, бросая белый или черный шар в специальную урну. Красивая традиция, конечно, но в ту бессонную ночь нам было не до нее.

С теплом вспоминает Иван своего первого наставника, - Воронина Василия Александровича, у которого учился азам художественного мастерства еще в изостудии. Его портрет в карандаше, выполненный когда-то  Иваном, до сих пор хранится в доме Хохловых. Именно Воронин, угадав в ребенке  талант, настоял когда-то на том, чтобы Иван поступал в Полиграфический. И не ошибся: начинающий художник с завидным упорством пробил все преграды на пути к мечте и не обманул  ожиданий учителя.   

В далеком пятьдесят девятом одну из  первых работ юного перспективного живописца  впервые опубликовали в «Мурзилке» - некогда популярном журнале советской молодежи. 

…С тех пор у Ивана  прошло уже четырнадцать «серьезных» персональных выставок. А его картины хранят   не только в галерях России и заграницы, но и в  частных коллекциях,  талант Хохлова признают именитые критики.

 

РОЖДЕНИЕ ЧУДА

Художник души, художник вселенной, где, в каком пространстве  он черпает силы, как нащупывает образы? Откуда в его работах столько эмоций, выходящих за рамки земных чувств и осязаний?

- …Я перехожу в иную реальность, в другое время,  будто переключаюсь на тонкую волну и вслушиваюсь в себя. Единственное, что знаю изначально – это цветовую гамму   моего мгновения. Случается,  нить,  соединяющая меня и образ, вдруг исчезает, и работа  остается незавершенной. Но ни одна из них не рождена в муках творчества.  Я вообще далек от того, чтобы загонять себя в тиски каких-либо рамок – объясняет Иван.

Может быть поэтому во времена коммунистической «обязаловки» Хохлов никогда не рисовал он по заказу партии то, за что  хорошо платили. Его привлекало другое.  Например,  добрые и отзывчивые сказки. Оформление детских книг – вот уж где простор для многогранной фантазии, огромный мир сердечной доброты!

 

РОСТРОПОВИЧ

Однажды в доме Ивана приехал Мстислав Ростропович,  пожелавший приобрести  несколько картин для своей  коллекции.

- Он  сразу стал выбирать  самое лучшее, - вспоминает художник. - Заметив мое смятение, пообещал не отдавать картины в чужие руки, и, чтобы убедить меня окончательно, перечислил всех знаменитостей, которые когда-либо дарили ему свои работы. Список, надо сказать, был внушительный, пришлось успокоиться и согласиться. «Что ж, - сказал Ростропович, - у бедных художников картины я покупаю, сколько хочешь?»  Назвал я достаточно скромную цену.  «Хорошо, заработаю», - пошутил он в ответ. Вот так.  Забавно, но некоторые покупатели, узнав о том, что сам Ростропович  обратил внимание на мои картины, предварительно осведомлялись о том, столько же  за них выложил маэстро.   И, исходя из этой суммы, планировали свои затраты… Вообще, я очень не люблю, когда покупатель приходит, чтобы поторговаться, или тупо смотрит на картины, перебирая в памяти те обои, к которым они подойдут. К сожалению, случалось и такое.

 

ЖИЗНЬ  ТАКОВА…

Тяжело ли Ивану расставаться со своими картинами? Да, безумно. Но он не скрывает, что иначе просто не выжить:  ведь продажа работ -  практически единственный источник дохода его семьи. Кроме пенсий – его и родителей. И все… А в списке жизненно необходимых расходов у  Хохловых – поддержание здоровья Ивана и его тяжелобольного отца хотя бы на минимальном уровне. Но даже не хватает денег на это: медикаменты для серьезно больных сегодня – роскошь, а не средство существования.

Качественное лечение, увы – прерогатива людей с достатком. Не может   Иван  отдавать папу на лечение в больницу, хочет, чтобы он оставался в родном доме. Поэтому иногда приходится оказывать медицинскую помощь  своими силами (нанять сиделку Хохловы не могут –  слишком уж это дорого…).  Как-то не сложилось у художника с материальными благами.  Нередко приходится "затягивать пояс потуже некуда" и ждать лучших времен.

Никаких спонсоров в прямом смысле этого слова у Ивана нет. Есть только те, кто искренне любит  искусство и помогает от чистого сердца. Меценатство в том проявлении, в котором мы его запомнили благодаря филантропам прошлого - Морозовым и Простяковым, к сожалению, ушло из нашей реальности. И возродилось в ином, не лучшем качестве. Ну, не может Иван  навязываться «тугим кошелькам», ничего не понимающим ни в искусстве, ни в людях тонкой душевной организации!  А кто-то, вот, может…   И жительствует при этом, надо сказать, припеваючи. Судьба, как будто понимая суть стремлений художника, сводит его с людьми, которые относятся к делу художника как к своему собственному. С первыми выставками  очень помог Государственный музей – Гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А. Островского,   основное направление которого - работа с художниками-инвалидами.  Последние экспозиции организуются при поддержке и в здании   Библиотеки иностранной литературы. Абсолютно безвозмездно  предоставлен Хохлову экспозиционный зал. Выставки явно удаются и  уже имеют своих постоянных посетителей, от которых поступают просьбы их повторять. Любят Ивана Хохлова и ценят, а это для него значит очень много…

Иван не претендует на почетное место на пьедестале славы, он просто живет и творит свои замечательные полотна. А еще мечтает  увидеть в окружающих  чуть больше добра и понимания.

- Я вижу, что люди все дальше отходят от истинных ценностей и перестают интересоваться  настоящим искусством. Иногда просто руки опускаются – возникает ощущение, что прекрасное никого больше не интересует. Только деньги. И все то, что может их принести… Горько и обидно. Смешно видеть «настоящих художников», продающих себя с потрохами ради призрачного и проходящего богатства – его ведь не возьмешь с собой в могилу. А мне всегда хотелось оставить после себя что-то  вечное…

Поистине, талант при жизни – почти всегда  одинок и  неизвестен. Только вот… почему? Может  потому, что он обгоняет свое время, став его пророком?

Сведения об авторе: Ольга Цыганкова  -

корреспондент журнала «Вестник благотворительности»

 

 

Следующая статья >>>

Hosted by uCoz