По
данным ООН, почти половина населения
земли - нищие. Примерно миллиард землян постоянно испытывает Чувство голода. Если оперировать(подходящее
слово!) цифрами международной
статистики, определяющей
порог бедности в 4 доллара, то есть
примерно в 120 рублей в день, приходится с
горечью констатировать,
что едва ли не каждый второй россиянин -
"клиент" Комиссии ООН по борьбе с бедностью.
Между
тем "борьбой" с бедностью озабочены,
похоже, не только эмиссары ООН, но и
статистики Госкомстата. Согласно
исследованиям этой организации, только
в первом квартале 2001 года число россиян
с доходом ниже прожиточного минимума
сократилось с 52,9 до 45 с небольшим
миллионов человек. Победные
цифровые реляции не могут, согласитесь,
не греть душу высшего российского
руководства. В самом деле, для
довольства проводимой рыночной
политикой и ее результатами есть вроде
бы все основания: около восьми миллионов
подданных уже не нищие!
И это при том, что "минимальная прожиточная планка" поднята с 1396 рублей до 1507! Стало
быть, восемь миллионов бедолаг "поднялись"
из грязи в князи с доходом
Ай,
браво! О том, что радужная цифирь взята не из реальной жизни, а, вероятнее всего, из отчетов по исполнению госбюджета, говорить, правду говоря, грустно. Еще менее приятен - но важен! - разговор на тему "несвоевременных выплат" даже и этих позорных для цивилизованной державы XXI века государевых подачек работающим и задержек выплат детских и иных пособий - по вполне свежим данным, отчизна задолжала льготникам пару миллиардов рублей. По всему выходит, что государство, как все чаще поговаривают не только в народных кулуарах, но и в кулуарах Госдумы и в штаб-квартирах оппозиционных партий и блоков, страшно далеко от народа. Еще дальше работающие чиновники, штат которых, к слову сказать, вырос даже по сравнению с ельцинской ратью, от народа, вышедшего на заслуженный отдых. В марте 2001 года правительство и Национальный совет по пенсионной реформе вплотную подступились к подготовке изменений в пенсионное законодательство. И весьма кстати: ропот пенсионеров становился все слышнее. Им хотелось не просто увеличения пенсий, но и более справедливого и полного учета стажа. И ах! - уже первое обсуждение будущего нового закона о пенсиях доказало: даже без реформирования "сферы" российские пенсии уже сегодня должны быть куда выше тех, которые начисляются и выплачиваются россиянам ныне. Так, например, председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Валерий Сайкин прямо-таки с калькулятором в руках доказал, что средняя пенсия по стране должна составлять 2400 рублей! Сейчас пенсии в России начисляются по двум методикам (не конкретизирую, поскольку они всем известны), и если добавить к ним тьму-тьмущую дополнений и разъяснений к методике исчисления да приплюсовать столь же "ясный" механизм индексации, получается полная чехарда. Впрочем, и она то и дело "зависает": недобрали фискалы взносов в пенсионный фонд, упала цена на нефть - и прости прощай, очередная, незыблемо обещанная правительством в качестве регулярной индексация! Так или иначе, но разработчики новой "пенсионной концепции" заложили-таки в проект реформы третий по счету механизм исчисления. Если сейчас размер пенсии зависит от трудового стажа и среднемесячного заработка за определенный период рабочего времени, то, согласно "рацпредложению", пенсии должны были рассчитываться исходя из суммы накопленных работником за его трудовую жизнь отчислений… в Пенсионный фонд. Тогда как в жизни величина пенсии взаимосвязана не с паем конкретного будущего выгодоприобретателя, то бишь пенсионера, а в первую очередь с размером денежного мешка фонда в целом. О чем вроде бы и надо печься законодателям. Однако их, похоже, значительно больше занимает процесс законотворчества, нежели процессы, "способствующие" перманентной худобе и даже дырявости пенсионной мошны. Да и откуда упитанности взяться? Сегодняшний минимум зарплаты в России - несколько сотен рублей, а потому несметное число граждан платят взносы в пенсионный фонд именно с этих жалких (во всех смыслах) банкнот. В то же время прожиточный минимум в стране установлен на планке, поднятой выше 1500 рублей. Вот и выходит, что с такими взносами пенсию россиянам дотягивать до прожиточного минимума вроде и не с чего. Разве что потянет и перетянет, наконец, "канат" государство, с государственной строгостью карая повсеместное и широкомасштабное шествие "черного нала", которым выплачивают зарплаты, дивиденды, годовые, отпускные и премиальные. Увы, серьезного разговора об "объявить войну" теневикам, а заодно о тонкостях пока не знакомой россиянам накопительной системы пенсионного самообеспечения тогда так и не случилось. В итоге участники дебатов, самокритично, слава богу, взглянув на собственные законодательные потуги, "отделались" письмом Президенту, в котором предлагали радикально пенсионную систему не менять, а о накопительной методике задуматься… каждому работнику лично и добровольно. Хочешь - копи, не хочешь - ходи голодный (после выхода на пенсию). Тем не менее, летом 2001 года тихо прошли первое чтение законы "Об обязательном пенсионном страховании", "О трудовых пенсиях" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Осенью эти опусы, тоже без шума и пыли, поступили на второе чтение. Тут-то и смекнули, что законы-то эти, сырые и сирые, того и гляди в самом деле примут! И никакой пользы трудящимся они не принесут, а нужны опять-таки чиновникам для бодрых рапортов о "проделанной работе". Однако работа, как известно, не волк, значит, и пенсия кусать миллионы будущих пенсионеров не должна. Да, в развитых странах давно существуют так называемые накопительные пенсии. Но это дело, во-первых, добровольное, а во-вторых, риски таких накоплений в тех же цивилизованных странах наверняка страхуются какой-нибудь страховой компанией с изрядным капиталом и безупречной репутацией. У нас же никаких серьезных гарантий, в частности, государства, в денежных "играх" с копящим что бы то ни было населением не существует. И наши накопления на практике могут оказаться ни чем иным, как… активами Пенсионного фонда, который еще не факт, что грамотно распорядится нашими инвестициями в собственную обеспеченную старость. Кроме того, широко известна страсть российских финансовых институтов к пирамидам не хуже мавродиевских и "властилиновых". На самом деле главной задачей реформы должен бы стать фактически ультиматум правительству: обязать фискальные органы жестко, вплоть до уголовного преследования на "срока огромные", преследовать "теневиков": легальная часть доходов населения составляет немногим более 35 процентов от подлинной их величины, поэтому в Пенсионный фонд поступает на круг не 28 процентов от фондов оплаты труда, а немногим более 10! Где уж тут потребным пенсиям явиться! А тем более увеличенным пенсиям уже пенсионерствующих граждан, к тому же на одного работающего сейчас приходится двое неработающих. Короче говоря, пенсионная реформа остановилась пока на как бы нейтральном варианте. Возраст выхода на пенсию мужчин и женщин оставлен, слава богу, без изменений - 55 и 60 лет (попытки поднять его до "западного уровня" по меньшей мере циничны: жизнь россиян в среднем значительно короче, чем у жителей благополучных стран!). Пенсия как таковая теперь складывается из трех частей: базовая, страховая и накопительная. Базовая (450 рублей) гарантирована всякому, кто хотя бы 5 лет жизни провел у станка (кульмана, рояля, прилавка и т.д.). Страховая зависит от заработка, точнее - от той суммы, которую работодатель отчислял с вашего заработка в Пенсионный фонд. Если вы кормились от "черного нала", а в ведомости расписывались за гроши, - ваша страховка, как говорится, не пляшет. Что же до накопительной составляющей - это дело пока вообще темное. Те, кому выходить на пенсию в ближайшие годы, накопить в любом случае ничего уже не успеют, а те, "кто будет после", могут остаться с носом по причине загребущих, как выше и сказано, чиновничьих рук и "большого" инвестиционного ума финансовых распорядителей. Словом, ничего утешительного, судя по всему, реформа большинству граждан пока не принесла и неизвестно, принесет ли. Даже введение тринадцатипроцентного, "самого низкого в Европе" налога с физических лиц не разбудило совесть миллионной армии "уклонистов" - и работодателей, и, к примеру, предпринимателей, а тем более крупных юридических лиц. "Черный нал" по-прежнему гуляет по стране, гоня "зеленую волну" и оседая в чулках, зарубежных банках, валюте и вообще в "денежных мешках". И эти "мешки" не имеют никакого отношения к активам Пенсионного фонда. Следующая статья >>> |