Деление
профессиональной деятельности на
мужскую и женскую произошло еще во
времена сотворения мира: сначала это
было связано с тяжелым физическим
трудом и добыванием пищи с одной стороны,
и ведением домашнего хозяйства с другой.
Советская власть предприняла попытку изменить положение женщин и уравнять их с мужчинами в правах и социальном статусе: усилия государства были направлены на вовлечение прекрасной половины человечества в общественное производство. Женщин "приравнивали" по зарплате, дали им право заниматься тяжелым физическим трудом, получать образование и даже занимать высокие должности, хотя и в пределах определенного квотирования. Стремления Компартии не были тщетны. К концу 80-х годов 90 процентов женщин трудоспособного возраста работали или учились. Надо отметить, что подобная уравниловка позволила женщинам не только не уступать мужчинам по показателю образованности, но и опережать их. По данным переписи населения за 1989 год, высшее и среднее специальное образование имели 46 процентов работающих женщин и только 34 процента мужчин. Наиболее проблемным для женщин оказывается период жизни, связанный с появлением детей и их воспитанием. В России средний возраст молодых матерей ниже, чем в странах Западной Европы: по данным демографов, за последние 10 лет он упал с 24,8 до 22,9 лет. Во Франции, для сравнения, он составляет 27,9 лет. Эти цифры показывают, что для большинства женщин в России период получения профессиональных знаний и навыков совпадает с выполнением ими функции матери, что, естественно, не может не сказываться на трудовой карьере. Мужчины же в возрастной группе до 30 лет в 6 раз мобильнее женщин. В дальнейшем, правда, этот разрыв уменьшается, хотя и остается достаточно ощутимым - 2,7 раза. При этом доля уменьшения карьерного роста у женщин остается практически стабильной для всех возрастных групп - 16-19 процентов. В перестроечный период многие женщины "расправили крылья" и занялись карьерой как в бизнесе, так и в политике. На волне первых реформ достаточно большое количество женщин вошло в политику. Но не многие смогли там удержаться. В большинстве женщины-лидеры демократической ориентации в начале перестройки могли реализовать себя через общественно-значимые цели, организуя демократические движения, которые в основном отстаивали права человека. Невозможность удержаться в общественно-политической жизни для женщин определяется несколькими факторами. Так, многие представительницы "слабого пола" прежде всего задумываются о семье. Это вполне естественно, но "мужская работа" требует от человека полной отдачи, практически не оставляя ему свободного времени. Женщина, работающая в такой "неженской" области, может заниматься семьей лишь урывками, что не всегда устраивает супругов и детей. Боясь потерять семью, она бросает карьеру. Поэтому процент женщин, готовых ради карьеры на все, достаточно мал - по данным социологических исследований, в России их лишь 10 процентов. К тому же мужчины всегда давали явный или неявный "отпор" женщинам, претендующим на равное с ними место. Поэтому и "потолок" профессионального роста женщины всегда значительно ниже, чем у мужчин. Редко когда дама на руководящей должности могла подняться выше уровня начальника отдела или группы, а случаи руководства предприятием или учреждением вообще весьма редки. Да и СМИ сегодня в основном пропагандируют два образа женщины: примерной домохозяйки и отлакированной супермодели, готовящейся стать подругой крупного чиновника или бизнесмена. Освещаемые же прессой проблемы носят скорее бытовой и семейный характер, чем "карьерный". Репортажи о торговле женщинами, о преступницах и наркоманках, плохих матерях и неверных женах сегодня весьма распространены, что во многом занижает роль женщины, оставляя ей лишь право на "кухню и половник". Патриархальные представления о роли женщины в семье и обществе, исповедуемые в том числе и самими женщинами, сделали их в большинстве своем работниками "второго сорта". Яркая иллюстрация этому - малое количество женщин, достигших высот в бизнесе и политике. Поэтому перенять исторически мужские качества, такие как активность, энергичность, целеустремленность, напористость, и при этом оставаться женственными и привлекательными, смогли немногие. Рассмотрим гендерный анализ сегодняшней политической элиты. Здесь существуют по крайней мере три карьерных типа женщины-лидера: аппаратно-номенклатурный, хотя и несколько обновленный по сравнению с советским периодом, реформаторский, ориентированный на демократию, и антиреформаторский, опирающийся на новые формы власти. К первому типу можно отнести заместителя председателя Правительства России Валентину Матвиенко. Она начала свою деятельность как первый секретарь райкома ВЛКСМ в Ленинграде, а затем, в 1991 году, переключилась на посольскую работу, постепенно продвигаясь вверх по служебной лестнице. Ко второму типу можно отнести Ирину Хакамаду. В 1997 году она занимала кресло председателя Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства, затем вернулась обратно в Госдуму в команде "молодых реформаторов". Третий тип - это поколение общественно-политических деятелей, проявляющихся в зависимости от смены руководства страны. Ярким примером такого рода политиков, избранных в третий созыв нижней палаты парламента, может стать Александра Буратаева, променявшая должность диктора ОРТ на кресло депутата под флагом "Единства". Для женщины возможность сделать карьеру, как и ее право на участие в принятии решений, неразрывно связано с соблюдением социально-экономических прав женщин, которые, как известно, нарушаются в России в массовом порядке. Тем не менее, тяжелая социально-экономическая ситуация стимулирует активных женщин к более осознанному участию в политике. Естественно, существует тесная зависимость между высоким статусом женщин в обществе и их участием в принятии важных государственных решений, что доказано международной практикой. Общепризнанно, что для активизации политического участия "слабого пола" необходима поддержка со стороны социальных и экономических структур, отсутствие дискриминации женщин на уровне законов, а также устранение сложившихся негативных стереотипов. К сожалению, женщины мало представлены на уровне принятия решений не только в России, но и во всем мире. Это означает, что решения по государственной политике, которая связана с вопросами равенства мужчин и женщин, все еще находятся в руках мужчин, у которых, похоже, нет никакого стимула заниматься этими вопросами… Женщины-политики часто встречают "сопротивление" при попытке своего карьерного роста и со стороны других представительниц "слабого пола". Избирательницы, по словам Екатерины Лаховой, лидера партии "Женщины России", смотрят на кандидаток как на своеобразных "выскочек". И поддерживают их только в очень редких случаях, хотя женский электорат нашей страны составляет примерно 65 процентов. Стремление женщины делать карьеру в политике все еще расценивается общественным мнением негативно. В нашем обществе "стремление вверх" до сих пор воспринимается чуть ли ни как нечто неприличное, помимо прочего в этом часто усматривается только лишь желание получить собственную выгоду, определенные привилегии, а к рвущейся вверх женщине крепко пристает ярлык "карьеристки". К тому же,
поскольку политика в России традиционно
считается "грязным делом", принято
полагать, что женщине вообще там "делать
нечего". Это означает, что
представительницам "слабого пола",
чтобы применить свое право быть
избранной, приходится "отмывать" не
только негативное восприятие политики в
целом, но и реабилитировать образ
женщины-политика. А это двойная и
нелегкая работа. …Как показывает практика, женщины прекрасно справляются и с правозащитной деятельностью, и с миротворческими миссиями. Например, Комитет солдатских матерей весьма эффективно преодолевает произвол военных Генштаба как в отношении молодых призывников, так и участников антитеррористической операции. Несомненно, что от женщин во многом зависят процессы гуманизации общества. И чем больше женщин окажется в политике, тем более спокойным и социально-уравновешенным будет наш мир, в котором ненависть и насилие отойдут на задний план. Сведения
об авторе: Следующая статья >>> |