"Вестник Благотворительности" №1 2002г. >>>

 

 "РЯДОМ  С  КОШКАМИ  СТАНОВИШЬСЯ  ДОБРЕЕ", -     

считает Юрий Куклачев, создавая "Школу доброты"

 

ВСЕГО ВАЖНЕЕ    /перекресток/

Ольга КУЗЬМИНА

…Нужно снять грим. Дело это привычное, за десятилетия руки наловчились так, что сами сотрут краску дочиста, в зеркале нет необходимости. Даже глаза можно закрыть, расслабиться. Но сначала  проанализируем  закончившийся спектакль.  Так, хорошо. А тут  можно лучше. Нужно лучше! Значит, сделаем. Иначе зритель не простит. Думаете, детки глупые, маленькие, не поймут? Ха! Это взрослые могут не понять. А дети - может, словами не смогут сказать, но великой своей интуицией обязательно нащупают в спектакле "неровное" место. И не простят ни халтуры, ни неискренности. Поэтому для детей не на сто, на двести процентов нужно выкладываться. Не зря же существует отдельная актерская когорта -"играющие для детей." Для детей живущие, значит.

Если придраться не к чему, можно отдыхать. Можно позволить себе  устать, точнее.  А если что-то не понравилось - не расслабишься, как ни старайся. Лучше сразу снова за работу. Чтобы все без сучка, без задоринки...

И так - всю жизнь. Улыбаясь со сцены - что бы ни было. Предъявляя себе и  окружающим самые суровые  требования и претензии. Таков  он  на самом деле, руководитель единственного в мире Театра кошек Юрий Куклачев.  

СУДЬБА

 О чем мечтали послевоенные дети? О живых родителях. О  хлебе. О синем небе. ( Собственно, так ли уж отличаются друг от друга мечты детей разных поколений?)  Мальчишки грезили героическими профессиями, вроде милиционера или пожарника, казаками-разбойниками несясь по окрестным пустырям. Да, о  моделях и бизнесменах тогда еще  никто ничего не знал... Но годы идут, и частенько мечтавший о медицине становится инженером, а несостоявшийся космонавт вполне может оказаться прекрасным учителем астрономии. Но маленький Юра был ребенком немного странным , и уже в восемь лет принял для себя однозначное решение - буду клоуном, и баста. Клоуном! Как ему, маленькому, удалось   понять, что эта профессия - отнюдь не баловство, и не синоним кривлянию, для меня, например, осталось загадкой. А он четко представлял, что клоуну нужно научиться делать абсолютно все, быть и фокусником, и гимнастом, и трагиком, и волшебником, в конце концов.  Тот, кто занимает собой случайно возникшую паузу, строя рожи и  глупо кривляясь - шут, а не клоун. Настоящую клоунскую паузу ждут, и человеку в разноцветной одежде публику нужно не просто рассмешить, а покорить, занять, околдовать. Это возможно, если быть... неожиданным. И стать настоящим клоуном  может только тот, кто всю жизнь делает совсем не то, чего от него ждут. Идеология такова клоунской профессии - бьют тебя, а ты должен хохотать во все горло!  Юра понял, что это - для него. 

Цирковое училище, где конкурс в те годы был едва ли не жестче, чем в самом престижном институте, он брал приступом семь лет. Последний раз пришел  на костылях. Аккурат перед поступлением во время купания   порезал ногу так, что врачи обещали хромоту до конца жизни. Экзаменаторам хромого парня было жалко, отговаривали, как могли. Но какой бы аргумент ни приводили, он свои козыри предъявлял -  великий Лев  Осинский, например, работал на манеже без одной руки. А Сандро Дадеш, родившийся без рук, одними ногами рисовал, стрелял и зажигал на арене спички.

Комиссия отступила, и Куклачев был принят. 

Потом был страшный год: зверская, безжалостная ломка тела самостоятельно разработанной гимнастикой, каждый день, без выходных. И хромота ушла. Впрочем, это удивительно для окружающих, сам  Куклачев уверен, что иначе просто  быть не могло. Поскольку шел  по судьбе - к судьбе.  А от нее не отворачиваются, если  в лицо узнали.

ЖЕНА

Говорят, женщине очень просто навсегда завладеть мужчиной: нужно  только появиться в его жизни вовремя. Наверное, так получилось  у Лены Куклачевой. Во всяком случае, их тридцатилетний с хвостиком брак остался единственным на всю жизнь. При том, что актерская профессия, как известно, не славится прочностью семейных уз. Да и  по темпераменту вряд ли можно себе представить более непохожих людей.

...На фоне светлого окна - две тени. Чуть ниже и чуть выше. Он - стоял, смотрел в окно. Она - подошла. Опять - именно тогда, когда он  этого хотел.

- За что вы любите ее, маэстро?

Разве есть ответы на этот вопрос...

"Она - мягкая,  спокойная. Опаздывать на свидания любила. Ждал, злился, думал, что когда придет - убью,  я же бешеный, если опаздываю куда-нибудь сам - из берегов выхожу.  Мне если  надо быть где-то в шесть, я без двух минут уже стою... Мое счастье в том, что удалось сохранить то  чувство,  которое возникло когда-то. Как - не спрашивайте. Не знаю. Мне именно такая нужна была жена. Мы друг друга уравновешиваем и дополняем. Она меня многому научила.  Например, доказала с годами, что   кратчайший путь далеко не всегда проходит по прямой.  Это Ленина житейская мудрость, она к ней пришла еще в ранней молодости, а я - только с годами".

Она никогда не стремилась выделиться. И мало кто из зрителей догадывался, что клоун с черной точкой на носу - жена волшебника. Но и тенью на фоне знаменитого мужа не стала. Яркая, с характером, при всей мягкости, она способна и спорить, и точку зрения отстаивать , и проявлять несокрушимую волю. Жаловаться не любит. Да и некогда: театр, дом, трое детей, все-таки...

- Вам трудно с ним, Лена?

"Да. Но по-другому не могло быть, наверное. Разве может быть легко с сильным человеком? И разве можно оставаться рядом с ним слабой?"

БЫТ

Вопреки подозрениям некоторых, сумасшедших благ Куклачев за жизнь не заработал. Еще недавно своим большим семейством они ютились  в малюсенькой квартире. Переехали вот в новую... Не так мало, но и совсем не  много для  народного артиста с  мировой известностью.

 А выбор был. Можно  было  взять всего много и сразу, стать дешево блещущей сиюминутной звездочкой, притеревшись ближе  к кассе. А можно - ломаться всю жизнь, оберегая чистоту  совести и души, и карабкаться вверх с трудом и болью, локти обдирая до крови, головы не сгибая. И либо шею свернуть, либо стать супер-стар. Он пошел по трудному пути. И не жалеет.

Дома - уют, простая еда и книги. Куклачев похудел недавно на тридцать килограмм. В какой-то момент начал "сыпаться", но руки опускать не стал. Жизнь - это здоровье. Поэтому освоил дыхательную гимнастику по системе Бутейко. Без нее, говорит, помер бы. 

"Жить собираюсь  столько, сколько господь отпустит. Но - Жить. С большой буквы. Не ползти, худо-бедно существуя, а  лететь, творить,  дарить радость. Жить."

 Еда? Что попроще. Щи, каша. Любят в их семье борщ. Работа с животными   отвратила его от мясного, как и многих других дрессировщиков. Ну, может и не  сделала вегетарианцем  в чистом виде, но мясные бульоны вызывают отвращение. Пить - не пьет. Может, в крайнем случае, позволить себе  рюмку красного вина. Нет ни тяги, ни потребности.   (Говорит, человек при деле  просто времени на пьянство не имеет). Любому напитку предпочитает зеленый чай. А из фруктов и овощей, считает Куклачев, человек может получить достаточное количество энергии. Впрочем, свою точку зрения никому не навязывает.

Книги? Их много, и в  них - все. Каждый том из куклачевской библиотеки  истрепан и исчиркан. Это от любви: читает каждую свободную минуту, и всюду делает пометки карандашом. Даже в Библии.  Книги  - главное богатство, но если спросить, что все-таки любит больше, скажет -   классику. В ней, говорит, есть все ответы на все вопросы. И каждое прочтение открывает нечто новое. Фанатик! 

ДЕТИ

Господь послал ему троих. Очень разных, но невероятно одаренных. Сложнее всех, наверное, в семье приходится Лене, поскольку, хоть любви всегда и хватало на всех, поделить себя "поровну " крайне сложно. А  их детям нужна не просто добрая мама, которая накормит вовремя. Она -  их первый критик. Довольно строгий, даже если  и восхищается успехами.  Разве что не строже отца...

 Младший - Володя. Танцевал с детства. Ему было всего шесть, когда он исполнил сольную партию в постановке прокофьевского "Пети и волка". Потом закончил хореографическую академию, сейчас учится у знаменитого балетмейстера В.Панова, который когда-то ставил танцы для Нуриева и Барышникова.

Средняя - Катя. Хрупкая, тонкая, скользящая, почти не касаясь ногами пола. Она с детства рисовала. Сейчас  учится в текстильной академии и все также бесконечно рисует. Недавно серию работ Кати приобрел японский национальный музей, вышел  в свет ее первый цветной альбом.

Старший - Дима. Продолжателем династии выпало стать именно ему. Он  унаследовал увлечение отца,  и свою жизнь связал с театром. Учится на режиссерском факультете, работает в Театре Кошек. Даже строгий Куклачев-старший сегодня пытается его притормаживать - слишком  уж парень много работает. Да,  Дима научился у отца многому, разве что великий дар - умение отдыхать -  оказался  ему недоступен.  Сейчас, по признанию маэстро, сын даже перещеголял его кое в чем. Например, научился жонглировать так, как не умеет никто другой. Он не ставит себе "планки", процесс совершенствования - бесконечен. И головокружением от успехов не страдает. Получилось? Хорошо. Нужно идти дальше.

 Куклачевы  имеют право гордиться тем, что их  дети без труда миновали опасный подростковый период, когда  многие сворачивают  с дорожки - кажется, что на минутку, а потом, как выясняется, навсегда. Этого не произошло. Почему, спрашиваю у маэстро, в чем секрет?

Для него все достаточно очевидно: " У каждого из них была цель в жизни. Как у меня когда-то. А имеешь цель - некогда с дорожки сворачивать.  Да и зачем, если четко знаешь, чего хочешь, и зачем живешь на этом свете.

РАБОТА

Новый качественный скачок театра - постановка "Принца Щелкунчика". Спектакль с восторгом приняли  в мире. Он - новогодний, сказочный. Как всегда - очень добрый. В  постановке "Кот Борис - чемпион" задействовано рекордное количество хвостатых артистов -  70! Готовится к постановке "Лебединое озеро".

Всего сегодня в театре 123 кошки,  492 рабочие лапы. (Было меньше, но  нарушивший святилище женской обители кот Васька стал отцом 40 практически одновременно родившихся котят. Мурка окотилась  прямо на гастролях, но имя ее возлюбленного осталось похороненным в недрах ее кошачьей души, ведь кошки тайн никаких и никогда  не выдают, таких - тем более).

...По вечерам - аншлаги. Утром - репетиции.  Два спектакля в день.  Между ними успеваешь лишь вздохнуть. Можно было бы отдохнуть, но куда там - устать некогда! И так  -   из года в год.

ИДЕЯ

Всю  свою творческую жизнь он связан с  цирком, кошками и детьми.   Если одно - значит, рядом и другое. Дети  с восторгом тянут руки к четырехлапым артистам, и только детским ручонкам  он позволяет их погладить. Дети и кошки похожи - одинаково сильно привязываются, хранят верность и  ценят тепло гладящей руки. И крайне  болезненно переживают предательство. Возможно, именно потому, что всю жизнь рядом с ним были самые преданные человеку существа, Куклачев  так болезненно реагирует  на нынешнее положение детей. Выкинуть на улицу из театра слепого котенка  - вариант невозможный, эти мысли  просто не приходят в голову. Но ведь не котят, детей сегодня на улицу выкидывают!?

" Не нужно говорить:  я, мол, за шиворот никого не тянул. Если прошел мимо и сделал вид, что ничего не заметил, если позволил своей душе привыкнуть спокойно воспринимать малолетних бродяжек, ты - соучастник преступления, то бишь - преступник. И это нужно честно признавать. Душа человека не может оставаться равнодушной к чужой боли. А если беда ребенка в сердце не отдается острой болью, значит ты - труп".

Конечно, можно глаза прикрыть - свои выросли детки, а всех проблем все равно  не решить. Но отмахнуться как-то не получается. 

"Да ладно , пусть не за три года, так за десять лет можно выправить экономическую  ситуацию. Только ради кого ее поправлять? Кто будет пользоваться благами подлеченной экономики, если российское будущее сегодня на вокзалах ночует, растет сорняком,  мозолящим глаза, сбоку грядки, и озлобляется? Рушатся семьи, беда незаметно  просачивается  в школы , разъедает души детей, сладко в ухо шепчет - выпей, уколись, забудешь то, что тебя тревожит... Ладно, поставим в школе охранников. Заведем специальные колледжи с высокими заборами и вышколенным персоналом. Но разве от подобных проблем укрыться за стеной? Зло многомерно, оно проникает сквозь мельчайшие щели. И крайняя степень наивности - полагать, что наплевав на чужую беду , ты способен защитить своего ребенка".

ДОСЬЕ  "ВБ"

Куклачев Юрий Дмитриевич родился в Московской области 12 апреля 1949 года. В 1967 году поступил в цирковое училище, с 1971-го работал в Союзгосцирке. В 1990 году открыл единственный в мире "Театр кошек". Женат, имеет троих детей. Лауреат Ленинского комсомола,  народный артист России, лауреат Всемирного конкурса в Монте-Карло, обладатель приза "Золотая корона клоунов" в Канаде, почетный член Ассоциации клоунов (США). В Париже театр под управлением Куклачева получил звание "Самый оригинальный театр мира", в Англии Куклачев был награжден за лучший номер , в Японии, как лучший  актер года, получил  приз "Золотой Оскар". Больше всего дорожит записью, сопроводившей приз из Канады - "за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма." 

Зло, уверен Куклачев, можно лечить только Добром. Это мудрость мира, многократно доказанная поколениями поколений. И сегодня Юрий Дмитриевич и его театральные коллеги решили создать Школу доброты.

 Что это такое?  Система занятий,  которые, по замыслу театра, будут развивать в детях "устремленность", то есть помогать им определиться в жизни, сформулировать свою  цель, что, по мнению мастеров сцены, может стать прививкой от разнообразных губительных соблазнов сегодняшнего времени. Почему этим должен заниматься театр? Куклачев считает, что дети гораздо больше верят тому, кто их никогда не ругал и  не ругает, не ставил двоек и не вызывал родителей на ковер. 

" Мы с детьми очень понимаем и чувствуем друг друга. Перед спектаклем выхожу в фойе - они такие разные, но я их мгновенно начинаю понимать - всех. И они чувствуют, что я им - большой кошачий друг. И это правда. Без них - не было бы меня, без меня - им было бы грустнее. Уроки доброты должны проходить и в школах, это обязательно, но  не уверен, что их должны проводить учителя. Их положение - предмет отдельного разговора, я спокойно вообще об этом говорить не могу, поскольку мы своего рода коллеги, как и все, кто работает и общается с детьми.  Не устаю поражаться несокрушимости русского духа! Десять лет учителей пытаются превратить в нищих, а они выстояли и не сломались. Кто нашел приработок - хорошо, а кто нет, тому и есть нечего, особенно в селах... Но сегодня положение таково, что ребята и учителя - будто по разные стороны баррикад. И мне дети могут поверить  больше, поскольку чувствуют, что я с ними - на одной стороне."

В Школе доброты, какой он видит ее сейчас, не будет никакой официальности, вместо парт -   канадская игровая площадка, занятия с художником, соревнования, конкурсы и развлечения. Но все это должно быть  подчинено общей идее. Через любовь к животным, через общение с ними, воплощением добра на земле, дети могут научиться великому - Милосердию. А оно, если заняло свой уголок в душе, никогда оттуда не уйдет, и никогда не пустит туда зло. 

…Он  действительно понимает детей с полуслова.  Поэтому сегодня театр, не состоящий ни при ком, кроме народа и детства, считает для себя невозможным оставаться в стороне от проблем:

"Нужно лечить добром неокрепшие детские души, чтобы пошедшее в рост поколение не превратилось в  холодное, черствое и бездушное, а стало ярким и солнечным. Пусть к нам приходят,  играют, смеются, задумываются. Пусть учатся быть целеустремленными. Рядом с кошками  становишься добрее. Я этом я уверен. Они очень многому научили меня! И ребят научат. Создание этой школы  сейчас в  моей жизни -  главное дело. Я страну  нашу, истерзанную, но гордую, люблю. И давно уехал бы, если бы  не любил... Но хочу жить здесь, видеть, как великая держава поднимается из руин, от тлена всякого отряхивается. И дети меня так волнуют потому, что это, как ни банально звучит, наше будущее.  Я слышу иногда: "вот, увез ребенка за границу".  Думал, спрятал? От проблем наших сегодняшних так не спрячешься, по-страусиному.  Ведь те, кто не имеют несметных благ, вырастут, и за свое разбитое, изуродованное детство будут мстить - по законам улицы. Это очевидно. Для меня, по крайней мере."

Сегодня он пишет учебник для своей школы. Делится секретами, как кошек нужно воспитывать, и бесконечно говорит о доброте.

"Помогут нам - хорошо. Поддержат - замечательно. Нет - все равно сделаем. Иначе не жить. Ни нам, ни детям нашим. "

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Ольга КУЗЬМИНА – корреспондент «Труд-7»

 

 

Следующая статья >>>

Hosted by uCoz