"Вестник Благотворительности" №1/2 >>>

 

 

ЭКО ОБРАЗОВАНИЕ: СОЗНАНИЕ ОПАСНОСТИ 

ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР   /Таджикистан/

Юрий СКОЧИЛОВ

 «Я прекрасно понимаю, чего не хватает для того, чтобы действительно начать борьбу за охрану окружающей среды: общего сознания опасности». 

(Жак – Ив Кусто)

 

  Последствия индустриализации, механизации и химизации сельского хозяйства уже сейчас представляют серьезную угрозу экологии Земли и здоровью людей. Воздушные, земельные и водные ресурсы загрязняются вследствие выброса промышленных отходов и неправильной ирригации. Эрозии подвержено восемьдесят процентов и без того небольшой площади пахотных земель. Бессистемное использование пастбищных угодий приводит к уничтожению растительного покрова и деградации горного ландшафта, а повсеместная и незаконная вырубка древесно-кустарной растительности и уничтожение плодородного  слоя -  к развитию многочисленных оползневых процессов и загрязнению источников питьевого водоснабжения, вследствие чего возникают вспышки массовых инфекционных заболеваний. Таков неполный список острейших экологических проблем, которые нашей стране предстоит решать незамедлительно. 

Идея устойчивого человеческого развития возникла как альтернатива развитию индустриальному, приведшему к чрезмерному использованию природных ресурсов и риску экологической катастрофы для всего человечества. Поскольку природа не имеет границ, только совместные усилия и кооперация всех стран смогут спасти мировую экологическую систему. Правительство Республики Таджикистан, приняв Законы «О защите окружающей среды», «О защите животного мира», «О недрах земли»,    «О защите водных ресурсов», Земельный и Лесной кодексы заложило основы развития программ устойчивого человеческого развития. Важным механизмом для реализации идей стала Государственная программа экологического образования и воспитания на период до 2010 года. Эта программа - основа государственной политики в области экологического образования и направлена на формирование экологического мышления граждан и их активной социальной позиции как защитников окружающей среды.

Одной из важнейших задач формирующегося гражданского общества в Таджикистане становится забота о здоровом поколении, сохранение природной среды, вопросы экологической безопасности страны и региона. В обществе возникает озабоченность экологическими проблемами. Растет понимание того, что общественные группы, организации и объединения должны играть более решительную роль в улучшении местной экологической обстановки и совместно с государственным сектором работать для экологического просвещения и информированности граждан.

Экологическое образование не может быть прерогативой только государственных учреждений: сама  общественность должна участвовать в процессе экологического образования. В отличие от государственного, цель общественного образования  - не подготовка специалистов-экологов, а включение максимального числа людей в экологическую деятельность. При этом НПО имеют возможность быть более мобильными в определении содержания, методов и форм организации экообразования, а за счет включенности в мировые информационные  сети НПО - иметь доступ к передовым технологиям и опыту.

Работы в области экологического образования ведутся в Таджикистане несколько десятилетий, и если считать главным показателем эффективности этого образования улучшение экологической обстановки, то необходимо констатировать, что усилия государственных и общественных организаций были недостаточны – улучшения обстановки не произошло. Складывается парадоксальная ситуация: прошло уже несколько лет с момента утверждения Государственной программы по экологическому образованию практически во всех вузах республики, экология преподается в качестве самостоятельного курса. Большое внимание в последние годы уделяется экологии и сбережению природных ресурсов в СМИ, однако, заметных изменений в поведении граждан  и особенно молодежи не отмечается. Десятки тысяч студентов «охвачены» экологическим образованием, но поведение меняется с трудом – краны так и не закрывают, деревья по-прежнему рубят. Причина неэффективности экологического образования, на мой взгляд, заключается в следующем: имеющиеся учебные программы ориентированы на механическую передачу знаний или информирования об экологических проблемах, она не подкреплены сведениями о возможностях и путях решения проблем. Преподаватели не умеют или не желают говорить с учащимся о социально-активных действиях  в защиту окружающей среды. Критерием оценки преподавания экологии остается сумма усвоенных знаний, а не поступок.

Введение обязательного экологического образования при таком подходе грозит самой идее. Невозможно говорить о его действенности, если не будет создана система подготовки и переподготовки преподавателей, не будут изданы новые методические материалы, использующие новейшие педагогические технологии и достижения, если в школу или в вуз не придет эрудированный и энергичный педагог с современным мышлением.

Очевидно, что традиционная система образования, в целом, сможет внести  значительный вклад  в решение проблем экологического образования. Но при условии, что система эта тоже будет меняться. Если содержание экологического образования по-прежнему будет основано исключительно на простой передаче знаний от учителя к ученику, то этого совершенно   недостаточно для формирования нравственных ценностей и мотивации  к природоохранным действиям. Именно желание граждан, а особенно детей и молодежи работать для улучшения экологической обстановки - главный критерий оценки эффективности экологического образования. Если содержание образования будет направлено на изменение поведения людей и их отношения к окружающей среде, вовлечению молодежи в процесс передачи знаний друг другу, если оно будет включать активную практическую деятельность по охране природы, тогда мы действительно сможем изменить состояние окружающей среды в лучшую сторону.

Такой подход к экологическому образованию широко внедряется в развитых странах, приобретает широкую поддержку среди неправительственных организаций СНГ, в том числе и Таджикистана. В настоящее время  в Министерстве юстиции Республики Таджикистан зарегистрировано около семисот неправительственных организаций, тридцать восемь из них в своих уставах декларируют цели экологического образования, просвещения и охраны природы. Большое количество НПО зарегистрировано на уровне районных и областных Хукуматов, работает несколько сотен незарегистрированных  общественных групп, что составляет приблизительно полторы тысячи НПО, а экологической направленности - до семидесяти. Хотя большинство неправительственных организаций имеют в своей деятельности образовательный компонент, однако, активность проявляют не более десятка. Следует отметить, что чаще всего это группы и организации, работающие несколько лет, имеющие сложившийся  коллектив, волонтеров, устав, общее видение и понимание целей и задач организации. Среди них - дружина по охране природы Душанбе, Ассоциация женщин науки, Молодежный экологический центр Душанбе, Научно-педагогическое общество, общество «В гармонии с природой», Эко Центр «Памир» и другие. Неправительственные организации используют различные формы экологического образования  и распространения информации. Например, в молодежном Эко Центре «Душанбе» разрабатываются модули интерактивных тренингов по экологии, проводятся семинары для студентов и школьников по методике «молодежь обучает молодежь», выпускается печатный информационный бюллетень «Табиат», содержащий новейшую информацию по экологии.  При Эко Центре действует клуб учителей Душанбе, работающих по экологическим программам с детьми и студентами. Дружина охраны природы, совместно с другими НПО экологического профиля уже несколько лет подряд - один из инициаторов и организаторов таких крупных экологических акций, как «День Земли», «Марш парков», «День птиц». Она также - организатор первой в Таджикистане воскресной экологической школы. Научно-педагогическое общество в своем арсенале широко использует методы полевой экологии и практической работы по озеленению. Широкое распространение среди НПО приобретают интерактивные методы экологического образования. Через совместное обсуждение, участие в деловых играх и анализ группа приобретает не только знания по различным экологическим вопросам и способам разрешения экологических проблем, но и получает большой эмоциональный заряд для практической природоохранной деятельности.

За последнее время некоторые положительные сдвиги в области общественного экообразования, безусловно, произошли, однако, вряд ли в ближайшее время удастся преодолеть факторы, сдерживающие его дальнейшее развитие. Это, прежде всего, отсутствие согласованных действий между НПО и государственными учреждениями, в первую очередь с учреждениями Министерства образования, незначительный охват населения, недостаточное использование СМИ для ведения просветительской и пропагандистской работы. Но главная причина слабой эффективности работы НПО в области экообразования - внутри самих организаций. И связана она с крайне слабым организационным потенциалом, отсутствием  финансирования, частой сменой целей работы и задач, подменой общественных целей - научными.

 Главной задачей неправительственных организаций, работающих в области экологического образования в Таджикистане, на данном этапе, должно стать объединение усилий для влияния на государственную систему образования через предоставление дополнительных возможностей по некоторым  направлениям. Это во-первых,  разработка новых учебных программ, основанных на новых педагогических технологиях,  а так же новых интерактивных методик, по принципу «обучение через взаимодействие». Далее -  создание простых и понятных для молодежи  теле и радиопрограмм. Эти передачи должны быть наполнены не восхвалением таджикской природы, а постановкой реально существующих проблем окружающей среды, определением  социально-экологических аспектов антропогенного влияния на природу. Информация должна быть предельно простой, близкой для сердец молодых людей, сопровождаться эмоциональными комментариями, современной молодежной музыкой (по примеру видеороликов «Гринпис»).  А так же -  создание системы распространения информации и обмена опыта преподавания экологических дисциплин  через организацию семинаров и конференций для педагогов. Пополнение арсенала педагогических средств ролевыми и деловыми играми, тестами, моделированием, дебатами, различными приемами работы с большими и малыми группами учащихся. Необходимо также  обеспечение доступа к новаторским технологиям  в области экологического образования, разработанным, например, Международной Ассоциацией «Экологическое образование». Налаживание информационного обмена между преподавателями по электронной почте, внедрение в повседневную практику коммуникативных возмгожностей интернет. Возможным представляется  создание местной сети педагогов и коллективов, работающих по проектам и программам экологического образования и общего информационно-методологического пространства.

Люди, обученные современным педагогическим технологиям в области экологического образования, желающие сделать экологию не очередным скучным предметом, стремящиеся к открытому и свободному обмену взглядами, идеями и информацией должны будут объединиться для совместной помощи нашей общей планете.

 

Следующая статья >>>

Hosted by uCoz